Услуги центра

В каталоге

Новости

Я зарегистрирован на Портале Поставщиков

Сведения об образовательной организации

· Раздел: МТН Технология

Модульная технология, Основные понятия и принципы

 

Модульное обучение

Модульная технология профессионального обучения - стандартизованная, детально разработанная система принципов проектирования учебно-программной документации для выполнения гибких модульных программ профессиональной подготовки и организации процесса обучения с их использованием и нацелена на обучение на основе принципа профессиональной компетентности.

Концепция получила название «Модули трудовых навыков» (МТН) и разработана с целью удовлетворения потребности рынка труда в гибком, эффективном и индивидуальном обучении, и успешно применяется в странах Европы, Азии и Америки. В России внедрением МТН-технологии, разработкой программ занимается Международный центр развития модульной системы обучения (МЦРМСО).

В отличие от стандартного подхода к обучению, ориентированного, в основном, на передачу знаний, модульное обучение нацелено на обучение на основе профессиональной компетентности (знания, навыки, мотивация).

Содержание модульного обучения формируется на основе системного анализа профессиональной деятельности будущего специалиста, в ходе которого выявляются конкретные задачи такой деятельности и выстраивается ее определенная структура.

За структурную единицу деятельности принимается модульная единица (ME) - относительно самостоятельная единица профессиональной деятельности, выполняемая в рамках конкретной работы; выделяется логическим путем и имеет четко обозначенные начало и окончание. Результатом выполнения модульной единицы является создание какого-либо изделия, оказание услуги или принятие значимого решения.

Структурирование профессиональной деятельности в виде модульных единиц позволяет формировать на их основе модульные программы профессиональной подготовки по профессии, специальности.

Обложка Модульной программы

Совокупность модульных единиц деятельности, которые специалист выполняет в рамках своей работы, составляет Модуль трудовых навыков (МТН). МТН может состоять из одной или нескольких модульных единиц и охватывать как отдельные виды работ, так и профессию в целом.

Основным средством модульного обучения является Учебный элемент - автономный учебный материал, нацеленный на формирование у обучаемых отдельных навыков или знаний и используемый для самообучения и/или обучения под руководством преподавателя.

Учебный элемент представляет собой брошюру формата А4, оформленную в соответствии с определенными требованиями.
 
Титульный лист учебного элемента содержит:
- наименование учебного элемента;
- наименование специальности, профессии и отрасли (подотрасли), для которых он разработан;
- код учебного элемента.


Учебный ЭлементПервый лист учебного элемента является ориентационным и содержит следующие разделы:
- цели обучения;
- перечень необходимого оборудования, материалов и вспомогательных средств;
- перечень сопутствующих учебных элементов и пособий.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный текст адресован обучаемому и содержитУЭ Учебный текст:
- структурированную и иллюстрированную информацию, обеспечивающую достижение установленных целей обучения;
- учебные задания, необходимые для отработки формируемых навыков.

Текст излагается в ясной и четкой манере; рисунки, как правило, имеют объемное изображение и создаются с помощью простых четких линий.

 

 

 

 

 

 УЭ Контрольные вопросы

Заключительным разделом учебных элементов является проверка усвоения.
Проверка усвоения нацелена на получение подтверждения, достигнуты ли обучаемым цели учебного элемента, и содержит:

- контрольные вопросы (тесты);

- практические задания (квалификационные испытания);
 

 Учебный Элемент

 

 

 

 

 

 Учебный модуль - структурированный набор учебных элементов, предназначенных для освоения модульной единицы деятельности.

Модульная программа обучения формируется в виде пакета материалов. Пакет материалов для выполнения модульной программы обучения по профессии, специальности представляет собой структурированный набор учебных модулей и организационно-методических материалов, обеспечивающих и регулирующих процесс индивидуализированного овладения компетентностью, необходимой для выполнения модуля трудовых навыков.

Пакет включает в себя: пояснительную записку к программе Модульного обучения, руководства для преподавателя и обучаемого, перечень оборудования, материалов и вспомогательных средств, необходимых для выполнения программы обучения, комплект учебных элементов и тестов для трех ступеней оценки результатов обучения, справочные листы для преподавателя с верными ответами на тесты.

Предварительная оценка образовательного уровня потенциальных обучаемых позволяет составить индивидуальные программы обучения для каждого студента.

Освоение учебного материала обучаемым происходит преимущественно самостоятельно согласно последовательности и выбранному им темпу.

Многократность выполнения необходимых приемов работ, как в ходе самого процесса обучения, так и при прохождении трехступенчатой системы оценки результатов обучения обеспечивает формирование у обучаемых устойчивых знаний и навыков профессиональной деятельности в соответствии с квалификационными стандартами.

Разработчиками учебно-программной документации являются специалисты системы профессионального образования и подготовки, прошедшие полный курс обучения по программе «Модульная технология профессионального обучения».

Модульные программы обучения проходят независимую техническую экспертизу в ведущих профессиональных организациях России, таких как: Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Научно-производственное объединение по технологии машиностроения, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и т. д., и утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации.

В настоящее время уже разработано 74 модульных программы обучения по приоритетным профессиям и специальностям для подготовки работников квалифицированного труда (рабочих, специалистов и управленческого персонала) в таких областях, как: электротехника, автомобильная техника, машиностроение, строительство, управление и развитие персонала, сфера услуг, малый бизнес, сельское хозяйство, социальная реабилитация инвалидов, банковское дело, экология, информатика и вычислительная техника.